ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМОВ ЧЕРЕДОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ С ОТДЫХОМ
И ВЕЛИЧИНЫ НАГРУЗКИ
Для того чтобы функциональные возможности организма
спортсмена развивались в нужном (запланированном) направлении,
необходимо учитывать не только воздействие отдельных
упражнений, но и условия (режим) чередования упражнений
с отдыхом и величину нагрузки — силу воздействия на
организм спортсмена тренировочных уроков и циклов.
Каждое последующее упражнение в уроке выполняется практически
на фоне тех изменений, которые вызвало в организме предыдущее
упражнение. От того, в какой стадии отдыха будет выполняться
каждое последующее упражнение, зависит не только изменение
работоспособности в уроке, но и отдаленный (кумулятивный)
результат в развитии специальной работоспособности спортсмена.
Как показали научные исследования, проведенные Ю. В.
Фольбортом, М. В. Ленником, Н. В. Зимкиным, В. С. Фарфелем,
Н. Н. Яковлевым, М. Я. Горкиным, и практические выводы
в тренировке спортсменов, сделанные В. Петровским,
В. Сиренко, А. Зеленцовым, Н. Леоненко, Б. Юшко, В.
Коробченко, после утомительных упражнений наблюдаются
четыре стадии отдыха, каждая из которых отличается
особым соотношением уровня качественных показателей
мышечной работоспособности: мышечной силы, быстроты,
выносливости. В первой стадии отдыха после утомительных
упражнений все показатели мышечной работоспособности
снижаются до уровня ниже исходного. Во второй стадии
мышечная сила и быстрота движений становятся выше,
а выносливость ниже исходного уровня. В третьей стадии
все показатели работоспособности поднимаются до уровня
несколько выше исходного. В четвертой стадии мышечная
сила и быстрота движений находятся ниже, а выносливость
выше исходного уровня.
После неутомительной утренней тренировки (бег на 30,
60 м) первой стадии отдыха не наблюдается. Сразу после
окончания упражнения следуют вторая, третья и четвертая
стадии отдыха, а затем работоспособность возвращается
к исходному уровню.
В зависимости от того, в какой стадии отдыха повторяется
каждое последующее упражнение в уроке, выделяют четыре
основных режима — А, В, Д, Е, для каждого из которых
характерно особое изменение работоспособности и функциональные
сдвиги в организме спортсмена .
Режим А, при котором каждое последующее упражнение
выполняется в первой стадии отдыха, приводит к снижению
всех показателей работоспособности от упражнения к
упражнению.
Режим В, при котором каждое последующее упражнение
выполняется во второй стадии отдыха, приводит к повышению
мышечной силы, быстроты и координации движений, но
к снижению выносливости. Поддержать такой режим удается
только на протяжении трех-четырех повторений упражнений
(В. Петровский, В. Сиренко, Н. Волков). Поэтому, когда
такой режим необходимо поддерживать на протяжении всего
урока, следует пользоваться серийным методом повторения
упражнений: серии из 3—4 повторений чередовать с более
длительными интервалами отдыха.
Режим Д, при котором каждое упражнение повторяется
в третьей стадии отдыха, приводит к поддержанию на одном
уровне или некоторому повышению всех показателей работоспособности.
Режим Е практического тренирующего значения не имеет.
Как показали исследования, длительное повторение занятий
с одним режимом оказывает определенное влияние на развитие
качественных показателей мышечной работоспособности
(В. Петровский). Длительное повторение занятий с режимом
А приводит к развитию общей и скоростной выносливости,
но скорость бега при этом остается на исходном уровне
или даже снижается. Повторение занятий с режимом В приводит
к повышению быстроты реакции и скорости бега, но скоростная
выносливость остается на исходном
уровне или снижается. При повторении занятий с режимом
Д несколько повышается быстрота реакции и скорость
бега, но скоростная выносливость снижается. Занятия
с таким режимом можно рассматривать как поддерживающие.
Как показали специальные исследования (В. Петровский,
А. Зеленцов, Б. Юшко, В. Коробченко), описанные выше
стадии отдыха наблюдаются не только после отдельных
упражнений, но и тренировочных занятий. После тренировки
с режимом А наблюдаются все четыре стадии отдыха. При
этом стадия сверхисходной работоспособности наступает
при оптимальной величине тренировочной нагрузки через
20—24 часа после занятий и удерживается на протяжении
6—10 часов. После неутомительных тренировок с режимом
В наблюдается состояние повышенной работоспособности,
которое снижается постепенно на протяжении 24—30 часов.
Существенное влияние на изменение работоспособности
в занятии и характер восстановительного периода после
него оказывает величина нагрузки в занятии, которая
для каждого режима регулируется количеством повторений
упражнения. Так, при большом количестве повторений упражнений
в занятии с режимом А развивается значительное утомление,
что приводит к задержке восстановительных процессов.
Снизившиеся в ходе занятий показатели работоспособности
не возвращаются к исходному уровню через 48, 72 и даже
большее количество часов. Длительное повторение таких
занятий может привести к переутомлению, снижению общей
работоспособности и даже болезни. Большое количество
упражнений или серий в тренировке с режимом В приводит
к тому, что режим В переходит в режим А и эффективность
характерных .для занятия с режимом В признаков снижается.
При соблюдении постоянства некоторых условий (координационная
структура, интенсивность и длительность применяемых
в тренировке упражнений, чередование их с отдыхом)
однотипные тренировочные занятия вызывают функциональные
изменения в организме спортсмена, которые влекут за
собой сходные изменения & процессе урока в восстановительном
периоде и дают одинаковый кумулятивный эффект. Поэтому
тренировочные занятия типа А, В, Д можно рассматривать
как модели тренирующих воздействий, влияние которых
заранее известно. Это дает возможность тренеру не только
подбирать наиболее подходящие для каждого случая модели,
но и располагать их в наилучшей последовательности для
решения педагогических задач недельного и других тренировочных
циклов. Такой подход обеспечивает повышение точности
тренирующего воздействия, а следовательно, и повышает
управляемость тренировочным процессом.
Скачать
документ
|