СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ БЕГА
В настоящее время на основании научных данных и практического
опыта сложилось определенное представление о правильной
технике бега (модели). Конечным критерием эффективности
варианта техники является спортивный результат, достигаемый
с ее помощью.
Индивидуальная спортивная техника спортсмена не является
чем-то раз и навсегда установленным, незыблемым. В связи
с различными внешними воздействиями и изменением уровня
подготовленности она нуждается в постоянной корректировке,
совершенствовании. При обучении упражнениям и исправлении
ошибок целесообразно наряду со словесными указаниями
ставить спортсмена в условия, обеспечивающие правильное
выполнение упражнений. При обучении и совершенствовании
техники необходимо уметь не только обнаружить ошибки,
но и установить причину их возникновения. Только в этом
случае могут быть приняты необходимые меры для их устранения.
Чаще всего причины неправильного выполнения упражнений
спринтером заключаются в следующем:
1. Ошибочное представление о выполняемом упражнении
(модели), возникшее в результате неточных его описаний,
неправильной словесной установки к его выполнению. Для
устранения этой причины необходимо уточнение модели
посредством словесной корректировки, показа кинограмм.
2. Недостаточное развитие основных двигательных качеств
(силы, быстроты, выносливости), а также неумение расслаблять
мышцы и т. п. Этот недостаток устраняется применением
соответствующих специальных физических упражнений.
В процессе обучения и совершенствования спортивной
техники целесообразно тренировать и совершенствовать
управляющие способности организма спортсмена. Чем более
постоянны условия, в которых выполняется изучаемое
упражнение, тем прочнее стереотип образуемого навыка.
Однако на практике любое упражнение не может повторяться
совершенно точно, так как меняются внешние условия
его выполнения: направление и сила ветра, качество дорожки
и т. п. Поэтому образование «слишком стереотипного»
двигательного навыка может привести к тому, что в изменившихся
условиях внешней среды эффективность выполнения упражнения
будет ухудшаться в результате пониженной внутренней
(внутри организма) управляемости движением. Так называемый
скоростной барьер также является результатом образования
слишком жесткого стереотипа на определенную скорость.
Повышенная управляемость достигается путем выполнения
тренируемого упражнения в изменяющихся условиях (например,
бег со старта с разной скоростью, в разных условиях
— по прямой, повороту, в гору, из разных положений —
сидя, лежа и т. д.).
Для обучения и совершенствования техники бега по прямой
рекомендуются следующие упражнения, которые одновременно
можно использовать и для педагогического контроля за
освоением техники упражнения и ее элементов.
Скачать
документ
|