БЕГОВАЯ ПОДГОТОВКА
Задачами беговой подготовки являются развитие скоростной
выносливости, повышение скорости бега и выполнение быстрого,
уверенного разбега. К основным средствам беговой (функциональной)
подготовки относятся:
1. Беговые упражнения: семенящий бег, бег с высоким
подниманием бедра с акцентом на подъем или опускание.
2. Ускорения равномерные, с плавным нарастанием темпа
шагов до максимального, ускорения с переменой темпа
(5—10 шагов быстрого бега через 5—10 шагов бега по инерции).
3. Ускорения с акцентом на продвижение вперед и длину
или на темп беговых шагов.
4. Бег с низкого старта на отрезках до 300 м по прямой
с переходом в гору, под гору и на прямую.
5. Бег с ходу на отрезках до 100 м с помощью попутного
ветра. Наиболее эффективным средством развития скоростной
выносливости является систематическое повторное пробегание
дистанции 150—300 м. Объем и скорость пробегания этих
отрезков планируются в годовом цикле. Примерное время
пробегания тренировоч- ных отрезков определяется путем
прибавления к лучшему результату, достигнутому прыгуном
на каждой дистанции (150, 200 и 300 м), числа секунд,
указанных в табл. 54. В скобках приводится время пробегания
отрезков для прыгунов, имеющих лучший результат в соревнованиях
в беге на 100 м — 10,8—11,2 сек.
Объем беговой подготовки в одну тренировку в декабре
и апреле может доходить до 1500 м и снижаться на 500
м в соревновательном периоде. При подготовке к ответственным
зимним соревнованиям принцип постепенного повышения
скорости и снижения объема сохраняется, сокращаются
лишь сроки.
Можно применять любое сочетание отрезков: 6Х150 м,
или 5Х200 м, или 3Х300 м, или 3Х150 м и 3х200 м, или
2Х150 м, 2х200 м и т. д. Интервалы отдыха определяются
по восстановлению пульса. Пульс 110—120 уд/мин является
лучшим для повторного пробегания.
Развитие скорости бега осуществляется повторным пробегани-ем
отрезков от 20 до 100 м с ходу и со старта. Наибольший
объем такого бега в одной тренировке достигает к соревновательному
периоду 500 м.
Целесообразно применять разнообразное сочетание
отрезков: 20, 40, 60, 80, 100 м, или 10Х20 м и 5х30
м, или 5Х20 м, 5Х30 м и 2Х50 м, или 3Х30 м, 3Х40 м и
3х50 м и т. д. Для определения темпа бега достаточно
подсчитать количество шагов на дистанции и разделить
на время пробегания.
Скорость пробегания этих отрезков повышается постепенно
в зависимости от этапов подготовки по тем же принципам,
как при развитии скоростной выносливости. При этом время
пробегания отрезков фиксируется, сообщается спортсмену
для оценки и развития чувства скорости бега.
Контроль над скоростью необходим для спортсмена особенно
в начале беговой подготовки. Для этого перед бегом прыгуну
целесообразно давать задание по времени, скорости или
темпу бега. Очень полезным средством для прыгуна является
барьерный бег, способствующий воспитанию чувства ритма
и свободы движений, их координации в прыжке.
Для повышения скорости разбега применяются следующие
упражнения:
1. Пробегания в ритме разбега на дорожке с прибавлением
к полному разбегу 2—4 беговых шагов.
2. То же на секторе.
3. Бег через низкие барьеры.
4. Бег между палочками (10—12 штук), лежащими на расстоянии
1,2 м с предварительного разбега в 8—12 беговых шагов.
.
5. Бег в ритме разбега по ветру.
6. Бег под уклон (1—2°) с выбеганием на горизонтальный
участок на последних 4—6 беговых шагах.
7. Бег 20—40 м с ходу за меньшее число шагов.
8. Бег с низкого старта в 20—24 беговых шага (на время).
Повышению точности и стабильности разбега способствуют;
а) использование лучшего исходного положения в разбеге;
б) предварительная настройка перед началом разбега;
в) выработка и за» поминание мышечных ощущений при выполнении
разбега, ритма разбега, а также постоянное их сопоставление
с объективными показателями: длиной и временем разбега,
длиной отдельных шагов;. г) использование контрольной
отметки и контроль за длиной последних 6 беговых шагов
разбега; д) хорошо заметное обозначение места отталкивания;
е) учет внешних условий (направление ветра,состояние
дорожки), самочувствия, желания прыгать и своевременное
внесение поправок в длину разбега перед его выполнением.
Выбору определенной длины разбега должны соответствовать
скоростные возможности прыгуна, оцениваемые достаточно
объективно по результатам в беге на 30 и 100 м. В качестве
ориентира приведем следующие данные для мужчин: результатам
в беге до 4,7 сек. (30 м) и 13,0 сек. (100 м) должен
соответствовать разбег в 12 беговых шагов; 4,5 сек.
и 12,5 сек.— 14 беговых шагов; 4,3 сек. и 12,0 сек.—16
беговых шагов; 4,1 сек. и 11,5 сек.—18 беговых шагов;
3,9 сек. и 10,9 сек.—20 беговых шагов; 3,7 сек. и 10,4
сек. и лучше—22 беговых шага. Для женщин при аналогичных
результатах разбег может быть увеличен на 2 беговых
шага.
Таким образом, при результатах в беге на 30 м 4,2—4,1
сек. и на 100 м 11,6—11,3 сек. (у женщин 4,4—4,3 сек.
и 12,4—12,0 сек.) целесообразно применять разбег в 17—18
беговых шагов. В зависимости от роста прыгуна и темпа
бега длина разбега может составлять в этом случае 32—36
м. При небольшом росте, но высоком темпе бега длина
разбега будет меньше, и наоборот.
Однако по мере развития способности атлета к ускорению
и улучшению результатов в беге на 30 и 100 м желательно
увеличивать разбег за счет прибавления 1—2 беговых
шагов. С ростом спортивного мастерства и скорости бега
при результатах на 100 м до 10,2—10,4 сек. (у женщин—11,3—11,5
сек.) количество шагов в разбеге увеличивается до 22—24
(20—21), что составляет 43—46 м (38—40м).
При установлении длины разбега в тренировке следует
ориентироваться на число беговых шагов. Для начинающих
при первом шаге с маховой ноги (что следует рекомендовать)
число шагов всегда будет четным, с толчковой — нечетным.
Это дает возможность расширить индивидуальный подход
в группе тренирующихся и давать задание конкретно прыгать
с 2—4—6 и т. д. беговых шагов.
Разбеги в 2—8 беговых шагов считаются малыми, в 10—14—
средними и в 16—20—большими. При разметке неполного
разбега в условиях тренировки можно исходить из того,
что беговому шагу соответствуют 2 шага ходьбы. При разметке
полного разбега в тренировке и особенно в соревнованиях
необходимо пользоваться только рулеткой.
Вы можете скачать
этот документ вместе с таблицей
|