НАПРАВЛЕННОСТЬ К ВЫСШИМ ДОСТИЖЕНИЯМ
Спорт предполагает формирование установки на высокие
достижения и постоянное их улучшение. Если при использовании
физических упражнений без спортивных целей намечается
лишь некоторая, не предельно возможная степень достижений,
то для спортивной деятельности характерна направленность
именно к максимуму. Разумеется, этот максимум для разных
спортсменов различен, общее же - в стремлении каждого
пройти по пути спортивного совершенствования возможно
дальше.
Спортивные достижения важны, конечно, не сами по себе,
а как конкретные показатели развития сил, способностей,
мастерства. Установка на высшие спортивные результаты
имеет в этой связи огромное общественно-педагогическое
значение, поскольку означает устремленность к высшим
рубежам совершенства жизненно важных способностей человека.
Такая устремленность стимулируется всей организацией
и всеми условиями спортивной деятельности, в частности
системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений
(от присвоения начального спортивного разряда до золотой
медали чемпиона и всенародного чествования за выдающиеся
спортивные достижения).
Установка на высшие показатели реализуется соответствующим
построением спортивной тренировки, использованием наиболее
действенных (в смысле получения тренировочного эффекта)
средств и методов, углубленной-круглогодичной и многолетней
- специализацией в избранном виде спорта. Направленность
к максимуму обусловливает так или иначе все отличительные
черты спортивной тренировки - повышенный уровень нагрузок,
особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную
цикличность и т. д.
Отмеченная закономерность спортивной тренировки проявляется
по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного
совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом
проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировочный
процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации
- установка на высшие достижения носит характер дальней
перспективы. По мере возрастного формирования организма
и повышения уровня тренированности эта установка реализуется
в полной своей мере до тех пор, пока не начнут действовать
ограничивающие возрастные и другие факторы.
Как можно видеть из сказанного, общий принцип прогрессирования
приобретает в области спортивной тренировки особое содержание.
Его нужно понимать как требование обеспечить максимально
возможную степень совершенствования в определенном виде
спорта. А это означает необходимость углубленной специализаций".
Спортивная специализация характеризуется таким распределением
времени и усилий в процессе спортивной деятельности,
которое наиболее благоприятно для совершенствования
в избранном виде спорта и не является таковым для других
видов спорта. В связи с этим при построении спортивной
тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей.
Специализация, проводимая в соответствии с индивидуальными
склонностями спортсмена, дает возможность наиболее полно
выявить его одаренность в области спорта и удовлетворить
спортивные интересы. Напротив, ошибочный, не отвечающий
индивидуальным качествам спортсмена выбор специализации
в значительной мере сводит на нет усилия спортсмена
и тренера.
Путь к высшим спортивным достижениям возможен лишь при
условии творческого поиска. Новое спортивное достижение
всегда в той или иной мере открытие, открытие новых
способов использования возможностей спортсмена, новых
методов тренировки, В силу этого от спортсмена требуется
не просто сознательное отношение к делу, а глубочайшее
проникновение в существо его и не просто активность,
а постоянная творческая инициатива. Отсюда понятно особое
значение, какое приобретает в руководстве спортивной
тренировкой общий педагогический принцип сознательности
и активности.
|