ЕДИНСТВО ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА
Спортивная специализация не исключает всестороннего
развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный
прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе
общего подъема функциональных возможностей организма,
разностороннего развития физических и духовных способностей.
В этом убеждает весь опыт спортивной практики, равно
как и многочисленные данные теоретических и экспериментальных
исследований (А. Н. Крестовников, Г. В. Васильев, Н.
Г. Озолин, Л. П. Матвеев, Н. Н. Яковлев, X. Миттенцвей
и др.).
Зависимость спортивных достижений от разностороннего
развития спортсмена объясняется двумя основными причинами.
Во-первых, единством организма - органической взаимосвязью
всех его органов, систем и функций в процессе деятельности
и развития. Хотя каждый вид спорта требует особых соотношений
в развитии физических качеств, всегда действует и общая
закономерность: предельное развитие какой-либо физической
способности осуществимо лишь в условиях общего подъема
функциональных возможностей организма, т. е. в процессе
всестороннего развития. Во-вторых,- взаимодействиями
различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг
двигательных навыков и умений, освоенных спортсменом
(конечно, в определенных границах, зависящих от особенностей
избранного вида спорта), тем благоприятнее предпосылки
для образования новых форм двигательной деятельности
и совершенствования .освоенных ранее. Новые формы движений
возникают на основа сложившихся ранее и включают в себя
те или иные их элементы. Еще более важно, что в процессе
освоения разнообразных двигательных координации в результате
преодоления возникающих при этом трудностей развивается
способность к дальнейшему совершенствованию в двигательной
деятельности - тренируемость.
Объективные законы спортивного совершенствования требуют,
следовательно, чтобы спортивная тренировка, являясь
глубоко специализированным процессом, вела бы в то же
время к всестороннему развитию. В соответствии с этим
в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая
и специальная подготовка.
Чрезвычайно существенно, что органическое сочетание
общей и специальной подготовки отвечает не только закономер
ностям спортивного совершенствования, но и общим закономерностям
советской системы воспитания, где все подчинено интересам
всестороннего развития человека. Требование единства
общей и специальной подготовки нужно рассматривать поэтому
как важнейший принцип советской школы спорта, конкретно
преломляющий в спортивной тренировке общий принцип всестороннего
развития личности.
Единство общей и специальной подготовки- спортсмена
означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключить
из тренировки без ущерба для спортивных достижений и
конечных целей использования спорта как средства воспитания.
Единство общей и специальной подготовки заключается
также во взаимной зависимости их содержания: содержание
общей физической подготовки определяется, как было уже
указано, исходя из особенностей избранного вида спорта,
а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок,
которые создаются общей' подготовкой.
Единство общей и специальной подготовки нужно понимать
диалектически - как единство противоречивое. Далеко
не всякое соотношение этих сторон в тренировке будет
идти на пользу делу. В каждом конкретном случае существует
определенная мера, нарушение которой задерживает ход
спортивного совершенствования. Эта мера зависит от особенностей
избранного вида спорта и ряда других условий. В практике
можно наблюдать и как недооценивается значение общей
подготовки, и как - что бывает значительно реже - чрезмерно
повышается ее удельный вес на отдельных этапах тренировочного
процесса. Дело осложняется тем, что оптимальное соотношение
общей и специальной подготовки не остается постоянным,
а закономерно изменяется на различных этапах спортивного
совершенствования. Сейчас в принципе выявлена основная
тенденция этих изменений, хотя проблема решена еще не
полностью. Как решается данная проблема, будет показано
ниже в связи с характеристикой структуры круглогодичной
и многолетней тренировки.
|