Нагрузка бегунов на 400 м на занятиях в подготовительном
периоде, особенно весной, очень большая. Однако усиленная
весенняя тренировка принесет пользу только тому, кто
много тренировался осенью и зимой. Нагрузка должна соответствовать
поставленной цели и степени подготовленности каждого
занимающегося.
В течение всего подготовительного периода целесообразно
планировать соревнования по различным видам легкой
атлетики и по другим видам спорта (даже при наличии
небольшого спортивного зала).
Каждый бегун на 400 м должен стремиться как можно чаще
выступать в соревнованиях на своей дистанции, а по
мере возможности и на других дистанциях, по другим
видам легкой атлетики. В подготовительном периоде спортивные
результаты не являются главной целью соревнования, они
могут значительна колебаться между хорошими и посредственными.
Подготовка к ним не должна носить специального характера.
Уровень выступлений в этот период должен соответствовать
мастерству каждого спортсмена. Высокие и стабильные
спортивные результаты показывают спортсмены, которые
продолжительное время умеют поддерживать спортивную
форму, ежегодно повышают ее и хорошо владеют техникой
бега.
Соревновательный период продолжается 5—6 и более месяцев
для мастеров высокого класса и 4—5 и менее для спортсменов
других разрядов. Цель тренировки в этот период—показать
наивысший для себя спортивный результат года и успешно
выступить в кульминационных соревнованиях сезона.
Основными задачами соревновательного периода являются:
1. Дальнейшее развитие физических и морально-волевых
качеств.
2. Совершенствование техники бега со старта, на отрезках
и на всей дистанции.
3. Совершенствование техники в других видах легкой
атлетики.
4. Участие в календарных соревнованиях на основной
и других смежных дистанциях.
Средства ОФП, применяемые в учебно-тренировочной работе
в этот период активного участия в соревнованиях, значительно
сокращаются. Основные из них следующие: спринтерский
бег на различные отрезки и на всю дистанцию, бег со
старта на вираже и на прямой; общеразвиеающие упражнения
для всех групп мышц; специальные упражнения спринтера;
прыжки и прыжковые упражне-
ния; кроссовый бег в медленном и переменном темпе;
игры с мячом; упражнения с легкоатлетическими снарядами
и другие обще-развивающие упражнения по выбору спортсмена.
Учебно-тренировочная работа в соревновательном периоде
осуществляется по недельным циклам, в которых должны
предусматриваться особенности участия в предстоящих
главных соревнованиях года.
Тренировочная нагрузка в этот период перед каждым соревнованием
изменяется волнообразно: несколько возрастает в начале
недельного цикла, а к концу его понижается. В соревновательном
периоде пробегание отрезков на стадионе должно выполняться
в 3/4 силы, с околопредельной скоростью или близкой
к ней. Интервалы отдыха между пробегаемыми отрезками
должны устанавливаться строго индивидуально для каждого
бегуна, с учетом его подготовленности, особенностей
характера и состояния в день проведения тренировки.
За неделю до соревнований объем нагрузки несколько
уменьшается, а интенсивность остается прежней. Если
соревнования продолжаются 2—3 дня и более (с забегами
и полуфиналами), то тренировки заменяются разминками
за 2—3 дня до первого старта. Перед участием в состязаниях
матчевого характера накануне старта (после дня отдыха)
проводится специальная разминка с пробеганием отрезка
дистанции на высокой скорости и медленный бег.
Тренировочная нагрузка в соревновательном периоде определяется
тренером совместно со спортсменом, в зависимости от
частоты выступления в соревнованиях. В период большого
количества соревнований целесообразно несколько сократить
тренировку на стадионе, а если есть надобность, то
дать спортсмену отдых. Очень полезно несколько занятий
провести в лесу.
Количество пробегаемых отрезков дистанции следует сократить,
а отдых между ними увеличить. Каждый отрезок в этом
случае нужно пробегать технично и с высокой скоростью.
Практика показала, что летом целесообразно планировать
выступления в соревнованиях серийно (по 4—6 стартов).
Такую серию полезно закончить крупными, ответственными
соревнованиями.
Продолжительность разминки у наших и зарубежных бегунов
на 400 м высших разрядов колеблется от 40 до 60 мин.
Отдых после разминки— 15—35 мин. Многие спортсмены непосредственно
перед стартом пробегают с низкого старта 100—150 м свободно,
размашисто.
Переходный период тренировки является периодом активного
отдыха для спортсмена.
О том, что в это время нужно продолжать тренироваться,
теперь знают все тренеры и спортсмены. Однако следует
иметь в виду, что содержание и методика тренировки в
этот период должны быть особенно индивидуализированы.
После большого количества напряженных соревнований
и тренировок спортсмен и тренер подводят итоги, анализируют
проведенную работу и планируют ее на предстоящей спортивной
сезон.
Главная задача тренировки в переходном периоде — сохранить
уровень физической и технической подготовки, достигнутый
за истекшее время, и подвести спортсмена к началу нового
годичного цикла отдохнувшим, желающим начать большую
учебно-тренировочную работу.
Основные средства тренировки в переходном периоде следующие:
длительные пешеходные прогулки, медленный и переменный
бег, бег с ускорениями в гору и под гору; упражнения
с отягощениями (камнями, набивными мячами, бревнами);
упражнения в метаниях диска, молота, камней и толкании
ядра; общеразвивающие упражнения для развития гибкости,
прыжки и прыжковые упражнения; игры с мячом; гребля;
специальные упражнения спринтера и барьериста.
Занятия проводятся на местности (в лесу, лесопарке,
а при хорошем качестве дорожки и на стадионе) 3—4 раза
в неделю. Продолжительность занятий 2—3 часа.
Спортсменам, участвовавшим в многочисленных соревнованиях,
рекомендуются систематические длительные пешеходные
прогулки в лесу, чередующиеся с ходьбой и медленным
бегом, выполнением общеразвивающих упражнений и специальных
упражнений спринтера. Полезно также поохотиться, совершить
поход, экскурсию и т. д.
В этот период спортсмены сами должны определить содержание
и средства тренировки (по самочувствию), а тренер по
характеру тренировочных занятий своих учеников должен
оценить уровень их теоретических знаний, положительные
стороны и недостатки в методике тренировки, принять
меры повышения их спортивной культуры.
Скачать
документ
|